Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВЫШЕСЛАВЦЕВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ

ВЫШЕСЛАВЦЕВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ (1877–1954), русский философ. Родился в Москве 3 (15) октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. С 1917 – профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс. С 1925 – один из редакторов религиозно-философского журнала «Путь». В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Основные произведения Вышеславцева эмигрантского периода: Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати, 1931; Кризис индустриальной культуры, 1953; Вечное в русской философии, 1955. Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

Уже в своей книге о Фихте, положительно характеризуя принципы трансцендентального идеализма, Вышеславцев особо подчеркивал «иррациональные» элементы в фихтеанстве и значение интуиции в познании. «Тема метафизики – вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции». Интуиция оказывается своего рода «прорывом» к абсолютному, которое «не дано в понятиях». Этот интерес к иррациональному в бытии и познании получил развитие в последующем творчестве Вышеславцева. В Этике преображенного Эроса он утверждал, что «мы окружены непознаваемым и недоказуемым», что «иррациональная глубина бытия смотрит на нас отовсюду». В то же время для Вышеславцева «иррациональное» отнюдь не противостоит разуму, а, напротив, является «основой» разумности в мире и в человеке: «Это Абсолютное, будучи иррациональным, лежит в основе рационального как его основание». В этом отношении философская позиция Вышеславцева близка метафизике всеединства (особенно учению о «непостижимом» С.Л.Франка).

В опыте построения нравственной метафизики Вышеславцев обращался к психоаналитическим теориям Фрейда и Юнга. Традиция нормативной этики («этики закона»), считал он, оказалась подорванной в самих своих основах благодаря учению о «бессознательном». Кантианский долг апеллирует исключительно к разуму и совершенно игнорирует иррациональное, бессознательное начало в человеческой душе. Основой «новой», творческой этики, по Вышеславцеву, должна стать «преображающая сила воображения». Психоаналитическая «сублимация», в его трактовке, фиксирует ту же динамику психической жизни, которая в христианской мистике выступает как процесс духовного преображения и «обожения» личности. Новая этика, «преодолевающая морализм», соединяет эти две традиции и оказывается способной «преображать и сублимировать». Иррациональное (эротическое) и рациональное в человеке образуют единую основу его этической позиции и нравственных действий. Принципиальным же недостатком психоаналитического понимания «сублимации» является, согласно Вышеславцеву, отсутствие в теории Фрейда метафизической «вертикали»: нет Абсолюта, нет богочеловеческого процесса и, соответственно, нет высшей (возвышающей) цели для сублимации, которая в «плоскостно»-позитивистском варианте оказывается либо хаотически-витальным актом, либо обретает вполне «технологический» смысл в системе психоаналитической практики. К философам, которые отстаивали метафизический смысл «бессознательного» и, одновременно, признавали человеческую свободу (свободу «произвола», «абсолютного выбора»), Вышеславцев в первую очередь относил Н.Гартмана. Для самого Вышеславцева обращение к бессознательному – это движение к Абсолюту, к «очевидности иррациональной глубины бытия». Без такой «возвышающей» цели человек оказывается «закованным в самом себе», «пойманным в заколдованном кругу самосознания». В конечном счете, согласно Вышеславцеву, сама человеческая свобода раскрывается в отношении к Абсолюту и есть не что иное, как «свободная зависимость».

См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Также по теме:
Философия

Литература:

Вышеславцев Б.П. Этиха Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914
Гаврюшин Н.К. Б.П.Вышеславцев и его «философия сердца». – Вопросы философии, 1990, № 4
Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Мифология

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет